Прозрачная книга — призрачная книга

Сначала мне казалось: должен быть рисуночный фон. Я просмотрел множество рукописей и того времени, и созданных гораздо позднее — ничего подобного нет. Есть тексты, вышитые на ткани, но и там никакого фонового рисунка нет. Увы.

Однажды я попал на выставку замечательного ростовского художника Леонида Феодора в Архангельском. Я оказался в странном мире, где не было картин, но были раскрашенные деревянные куклы, князья, Ярославна, языческие боги, а это кто? Святослав (какой смешной!), а на обратной стороне — Мария. Какой-то примитивный, но очень не детский мир, очень серьезный, почти обрядовый, ритуальный. Куклы, привешенные к потолку на веревочках, медленно поворачивались. Казалось, происходит какое-то дивное языческое действо… С одной стороны… с другой…

Л. Феодор. Княгиня (Мария Васильковна)

 Л. Феодор. Княгиня (Мария Васильковна)

 

И тогда меня осенило — филиграни! Да, рисунок (фон) был, это — ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ, видимые с двух сторон! Отсюда — и зеркальность некоторых изографов. А если так, то один из первых экземпляров «Слова» был написан на бумаге! Значит, нужно вспомнить историю «бумажной» книги на Руси.

Я думаю, читатель знает, что самые первые книги, например, веке в десятом, писались на специально выделанной коже. Бумага пришла с Востока и сначала распространилась в арабском мире. Все арабские рукописи, кстати, были написаны на бумаге. Затем приблизительно в XII веке (дата Игорева похода — 1185 год) бумага получила распространение в Византии. Называлась та, первая, очень грубая бумага — бомбицина. Она толста, желтовата, волокниста. Славянских рукописей на ней не найдено, но это не значит, разумеется, что их не было вовсе. Есть, например, югославские рукописи, почему бы не быть и русским? На бомбицине никогда не встречаются специальные водяные знаки, есть лишь полосы, горизонтальные и вертикальные, связанные с технологией ее изготовления.

Зато известно, что уже с XIV века распространяется итальянская и французская бумаги, на которых почти всегда были водяные знаки. Почему бы не предположить, что в середине этого периода, а именно в конце XII века на Руси (очень тесно связанной с Европой) не делались опыты по созданию бумаги по новой технологии с водяными знаками? И что «Слово» впервые было написано именно на такой бумаге? Тогда водяные знаки на первоначальной рукописи «Слова» должны быть обязательно. И древний поэт-художник, автор «Слова» (возможно, та же Мария Васильковна) могли попытаться СОЕДИНИТЬ рисунок и ПОДСВЕТКУ, идущую от водяного знака, светящиеся изображения и тексты, высвечивающие имена, например, автора!

Правда, ничего подобного ни в каких других рукописях (их так мало!) того времени мы не видим. Однако ведь и те сугубо поэтические «новости», вовсе не гипотетические, которые все видят в «Слове», — они тоже уникальны! Хотя, конечно, сейчас уже вряд ли можно сказать, что «Слово о полку Игореве» — одиноко стоящий памятник древней русской литературы, есть и многие другие произведения, они составляют целый том (4-й том «Библиотеки литературы Древней Руси», издательства РАН). Но все-таки никто не возражает: во всем этом томе не найдется ничего подобного «Слову» с его великолепной аллитерацией, с его метафорами, символами, глубочайшим подтекстом.

Поэтому, как бы ни было удивительно предположение о «светописи» в первоначальной рукописи «Слова о полку Игореве», оно не более невероятно, чем сам факт существования этого произведения со всеми его красотами. Признаю, в этих рассуждениях слишком много «если». Но ведь можно предположить, что филиграни-изографы появились гораздо позже, лет, например, через сто. Например, в тот момент, когда «Слово» оказалось вновь актуальным — в эпоху разрыва Александра Невского с западниками Андреем Владимирским и Даниилом Галицким (о чем пишет в своей книге «В поисках вымышленного царства» Лев Гумилев).

Тогда неизвестный соавтор Марии мог заново «перелицевать» текст. Тогда мог и создать эти удивительные филиграни — своего рода световые пятна, подчеркивающие те или иные, особенно существенные строки и слова… Смотришь на страницу — НИЧЕГО НЕ ВИДНО. Чтобы что-то понять, нужно посмотреть ее на свет. Тот, кто не знает тайного «ключа», — ничего не поймет. Похоже на то, что «светопись» — это единственное разумное объяснение изографов. Другого я, во всяком случае, не вижу, не представляю, хотя думаю над этим уже несколько лет (с того момента, как запустил компьютер с программой проверки идей Сумарукова, а это было еще весной 1998 г.)

И эту гипотезу, оказывается, можно проверить. Страница первоначальной рукописи «Слова», согласно предположениям Сумарукова, содержала приблизительно 20 строчек в среднем по 25 знаков, итого всего около 400-500 знаков. Два нижеприведенных зеркально-симметричных «уголка», разделяет в тексте 432 знака, то есть с двух страниц листа они точно накладываются друг на друга.

 

Стреляеши съ отня злата столъ салтани
За земляМи стреляй, господине
Кончака погАного кощея за
Землю рускую за Раны Игоревы, буего
СвятславлИча! А ты, буй Романе и Мстиславе,
ХрабраЯ мысль носитъ васъ умъ на дhло,
Высоко плаваеши на дело въ буести

 

Нъ уже княже Игорю утрпе солнцю светъ
А древо не бологоМъ листвiе срони по Рсi
И по Сули грАди поделиша, а Игорева
Пълку не кРhсити! Донъ ти, княже, кличетъ
И зоветь князИ на победу!
Олговичи, храбрыи кнЯзи, доспели на брань!
Инъгварь и Всеволодъ и вси три Мстиславичи!
Не худа гнезда шестокрилцы…

И это не единственный случай точного совпадения расположения изографов с двух сторон листа, таких ТОЧНЫХ совпадений я насчитал пять!

Сребренник Ярослава с княжеским знаком.

Не эта ли «птичка» — на изографах-лабиринтах?

Кроме того, «крест» совместился с «полумесяцем», еще один «уголок» совпал с «луком», видимо, обозначив острие стрелы (то самое, которое мы потеряли!) Остальные изографы (или правильнее теперь говорить — светографы?) почти все тоже совпали друг с другом, но это уже интерпретировать сложнее — оставлю на будущее. Можно лишь предположить, что в некоторых случаях (например, там, где два сокола) на изнанке был рисунок, который на просвет неожиданно вспыхивал некоторыми своими точками, как жемчужинками.

Точка зрения © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.