Религиозная загадка «Слова»

Исключительность «Слова о полку Игореве» в мире русской литературы дотатарского периода давно признана и очевидна для всех. Это единственный источник той эпохи, в котором преобладает не историческое или религиозно-дидактическое направление, а синтез героики и лиризма — аристократический по духу, но в то же время вобравший в себя образы, метафоры, песенность, присущие фольклору.

Текст «Слова» наводит на мысль о том, что был целый цикл подобных поэм. Это тем более вероятно, что подражание-то налицо: «Задонщина», написанная двумя веками позже. Но и жанровым первенцем «Слово» вряд ли может быть: его стилистическая ткань свидетельствует о накатанности, разработанности приемов. Если принять гипотезу о том, что была на Руси такая литература, но ни один образец ее, кроме «Слова», до нас не дошел, то встает вопрос: кем или чем она была почти полностью уничтожена? Рассуждая логически, мы не можем списывать ее ликвидацию ни на стихийные явления (пожары, скажем), ни на татаро-монголов. Ни стихия, ни иноземные захватчики не уничтожали документы избирательно: летописная, житийная и дидактическая литература пережила все пожары и нашествия. Единственная непротиворечивая версия заключается, на мой взгляд, в том, что жанр, к которому относилось «Слово», идеологически не устраивал ни церковную, ни светскую власть и подлежал истреблению с точки зрения их обеих. 

Вера Автора «Слова…»

Таинственные имена

Кто же они?

Троян и знаемая земля

«Послесловие»

Точка зрения © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.