1299-1312. Объединение Орды под властью Тохты

Это второй достаточно спокойный этап во взаимоотношениях Руси и Орды. Хан Тохта в своё время был вынужден поддержать Андрея против Дмитрия, так как тот в силу обстоятельств был связан с Ногаем. Но в дальнейшем Тохта чётко поддерживал закон и порядок на Руси, часто даже запрещая князьям вести усобицы, поводов для которых было предостаточно.

В 1299 г. во Владимирскую Русь приехал митрополит Максим, бежавший из Киева «от насилия татарского».

В 1300 г. шведы вторгаются на территорию Новгорода и строят там город Ландскрону. При этом мероприятии присутствует регент Швеции — Торкель Кнутсон. В.к. Андрей при помощи новгородцев наносит поражение шведам.

В 1301 г. проходил княжеский съезд в Дмитрове, где князья снова пытались решить вопрос о Переяславле. Александр Смоленский с братом Романом воюют с Андреем Вяземским. В Галиче умер князь Лев Данилович, ему наследует сын — Юрий.

В 1301 г. Данила Московский, после соответствующей дипломатической обработки, вторгся в пределы Рязанского княжества и без боя занял г. Коломну (город уже давно тяготел к Москве). Далее, близ Рязани, он разбил рязанскую армию, в состав которой входили ногаевы татары, причём князь Рязанский Константин Романович был взят в плен при пособничестве рязанских бояр, получивших за это места в Московской боярской думе (именно таким образом перебрался в Москву род Босоволковых). В обмен на свободу ему предложили отказаться в пользу Москвы от уже занятой Коломны. Константин, однако, отказался, и до самой смерти просидел в Москве. Это было первое территориальное приобретение Московского княжества.

В 1302 г. умер бездетным князь Иван Дмитриевич Переяславльский. По закону его княжество должно было быть признано выморочным и войти в состав великого княжества, то есть достаться Андрею. Но так как Андрей враждовал с его отцом и фактически довёл его до смерти, то Дмитрий завещал Переяславль другому брату своего отца — Даниле Московскому. Также свои претензии на Переяславль выдвинул Михаил Тверской, аргументируя это тем, что ранее, при Ярославе Всеволодовиче, Тверь и Переяславль составляли одно княжество, и теперь их полагается воссоединить.

Не обращая внимания на завещание князя Ивана, Андрей посылает своих наместников в Переяславль. Но переяславльцы с московской помощью изгоняют их. Переяславль де-факто переходит под контроль Даниила. Андрей решил это оспорить непосредственно в Орде, у Тохты, но, однако, не смог там добиться своего.

В 1302 г. произошло первое разделение русской митрополии. Галицкая епархия была преобразована в митрополию с подчинением ей шести епархий Галицкой Руси. Митрополитом Галицким стал Нифонт (1302-1308).

1303 г. Между Новгородом и Данией заключён мир.

В 1303 г. умер законный наследник (согласно лествичному праву) великокняжеского титула Даниил Московский; позднее, он был причислен к лику святых РПЦ. В том же году его сын Юрий набегом захватил г. Можайск, до этого входивший в состав Смоленского княжества. Можайский князь был взят в плен. В том же году состоялся княжеский съезд в Переяславле по поводу судьбы этого города. Съезд решил, что Переяславль будет числиться в волости великого княжения, но на правах держания будет дан Юрию. В.к. Андрей не отказался от претензий на этот город и решил занять его силой — но не успел.

В 1304 г. умер бездетным в.к. Андрей Александрович. По смерти в.к. Андрея в Костроме по решению веча убивают его бояр (1304). В следующем году похожая история происходит в Нижнем Новгороде. Бояре Андрея переезжают на службу в Тверь, где правит Михаил Ярославич — отныне самый сильный князь на Руси. Согласно лествичному праву теперь наследником великокняжеской власти считался престарелый князь Михаил Андреевич Суздальский, сын в.к. Андрея — брата Александра Невского. Он, однако, при условии возвращения отнятого у их династии Ярославом Тверским и переданным Андрею Александровичу Нижнего Новгорода и Городца согласился уступить все свои права на великое княжение следующему по порядку наследнику — Михаилу Тверскому.

Однако о своих правах на титул великого князя заявил также князь Юрий Московский, ничем особо эти права не аргументируя. Просто он понимал, что если он не станет великим князем, то ему будет очень сложно удержать недавние московские приобретения — Коломну, Переяславль и Можайск. В 1304 г. во Владимире его пытается образумить митрополит Максим, но безрезультатно.

Князья поехали судиться в Орду.

В это время Борис, брат Юрия Московского, по его приказу захватил Кострому. Акинф Великий, бывший ранее боярином Андрея Александровича и перешедший на службу Михаилу Тверскому, спустя небольшое время выбил московский гарнизон из Костромы, а князя Бориса взял в плен. Далее он предпринял неудачную попытку захватить у Московских князей Переяславль (там в это время находился Иван Данилович, будущий Калита), во время которой он был убит московским боярином Родионом Рябцом, приехавшим на московскую службу с Волыни.

Михаил, будучи уверен в своём назначении в.к., заблаговременно послал своих наместников в Новгород. Они там, однако, не были приняты, а Новгород даже выставил рать портив тверских воевод, не желая признавать Михаила до его утверждения ханом. Мир был заключён только в 1307 г., так как новгородцев поддерживал Юрий.

Согласно лествичному праву, хан Тохта назначил великим князем Михаила Тверского.

В это время в Монгольской империи продолжалась междоусобная война. В 1301 г. в Белой Орде умер хан Кучи (1280-1301), который с 1287 г. не признавал над собою власти Золотой Орды. Его законным наследником был Баян. Но власть сумел захватить другой потомок Орды-Ичена — Куплюк, воспользовавшийся для этого поддержкой Хайду и Дувы, врагов хана Тохты. Поэтому Баян бежит к Тохте и просит у него военной помощи, в обмен на что снова признаёт Белую Орду вассалом Золотой. Хан Тохта посылает войска во главе со своим братом Бурлюком, которые изгоняют Куплюка и провозглашают ханом Белой Орды Баяна (1302).

В это время умирает Хайду, ему наследует сын Чэбар. Но Дува продолжает поддерживать Куплюка, и тот удерживает часть улуса, занимая со временем его основные центры. Тохта снова посылает войска (1303), дабы соединиться с войсками великого хана Тэмура и совместно разбить Дуву. Но Дува отражает войска Тохты.

Тохта также требует у ильхана Газана Арран и Азербайджан. Тот отказывает, но к войне это не приводит. Ильхан Газан умирает в 1305 г., ему наследует брат Харбанда, принявший ислам под именем Мухаммед Олджайту.

В 1304 г. Дува и Чэбар, наследник Хайду, были вынуждены признать власть великого хана Тэмура и прекратить войну.

Куплюк, потеряв поддержку, был изгнан из Белой Орды. Но Баян правит неумело, и уже в 1307 г. против него восстаёт его младший брат, Мангытай. Тохта опять даёт Баяну войска, но тот возвращает себе только половину своего улуса, вторая половина остаётся под властью Мангытая. Вскоре поднимает восстание сын Куплюка, Куш-Темир, и также ненадолго изгоняет Баяна.

В 1307 г. умер великий хан Тэмур. И Тэмура, и его наследников признавали своими сюзеренами все улусы империи, высылая им дань и воинские контингенты. Однако к тому единству, какое было до смерти Мункэ, империя уже не вернулась никогда. С 1304 г. на громадных просторах империи царил относительный мир. И, несмотря на споры об Азербайджане и Афганистане, единство империи всё ещё сохранялось. В противном случае столкновений между улусами было бы гораздо больше, и их последствиями была бы массовая перекройка границ. Достаточно сравнить затишье первой половины XIV века с той бурей, которая разом охватила полЕвразии всего лишь два поколения спустя (в эпоху Тимура), когда мощь империи ослабла, чтобы понять: единственной силой, способной обеспечить это затишье, было всемонгольское единство. Другое дело, что это единство обеспечивалось уже не силой великого хана, а добровольной взаимной лояльностью улусных правителей. Иными словами, Монгольская империя XIV века была не империей, а рыхлой конфедерацией. Стоит, однако, отметить, что феодальных усобиц в ней практически не было, по крайней мере, по сравнению с европейскими государствами. 
В 1308 г. Тохта предпринял безуспешный поход на Азербайджан.

В 1309 г. Баян умер. И хан Тохта назначил ханом Белой Орды на правах своего вассала лояльного ему Сасы-Буку.

Юрий Московский, воротясь в 1304 г. из Орды, отказался признавать Михаила великим князем. Это и вызвало первую войну между Москвой и Тверью. Первая московско-тверская война была проиграна москвичами, и в результате Юрий признал права Михаила, выплатил ему задержанную Переяславльскую дань и обещал договориться с Рязанскими князьями относительно Коломны. Михаил вернул пленённого Бориса. Юрий, выполняя обещание, ездил в Рязань к сыну пленённого князя, но переговоры ни к чему не привели.

В 1305 г. умер митрополит Максим. Великий князь Михаил послал в Константинополь на утверждение своего ставленника Геронтия. Вперебой ему, князь Галицкий Юрий Львович, всё более ориентировавшийся на Запад, послал своего ставленника Петра. В Константинополе в митрополиты всея Руси был рукоположен Пётр. Он, однако, не согласился с проводимой Юрием Львовичем политикой и уехал во Владимирскую Русь. Его отношения с в.к. Михаилом также не очень хорошо сложились, чему в немалой степени способствовал Тверской епископ Андрей, который и выдвинул Геронтия. Митрополит стал вести во Владимирской Руси «кочевой» образ жизни и со временем зачастил в Москву.

В 1306 г. по приказу князя Юрия был убит пленный рязанский князь Константин. Возмущённые этим поступком, а также другими чертами характера Юрия, двое из его младших братьев — Александр и Борис, уезжают к великому князю в Тверь. Михаил, надеясь сделать одного из них Московским князем в качестве своего ставленника и разрулить ситуацию с Переяславлем, решается начать войну против Москвы (1308), надеясь на то, что боярство и народ поддержат Александра с Борисом против Юрия. Этого, однако, не происходит. Сражение у стен Москвы оканчивается вничью. От начавшейся эпидемии умирает Александр. Борис, смирясь с судьбой, возвращается к брату. Юрий признаёт Переяславль волостью великого княжения, коей он владеет только временно, передаёт часть Переяславльских земель боярам Михаила, разрывает союз с Новгородом, выплачивает все недоданные дани. В.к. Михаил отводит свои войска.

Возможно, Михаил потребовал бы и передачи Коломны Рязанскому княжеству, но последнее этих требований уже не выдвигало, так как Рязанским князем стал союзник Юрия — Иван Ярославич Пронский. Ещё в начале 1308 г. стараниями Юрия Московского и Пронских князей в Орде был убит сын Константина Рязанского Василий. С занявшей Рязань Пронской династией Юрий вступил в союз.

Вдохновлённый достигнутым успехом, Юрий начинает всячески мутить князей Владимирской Руси против Михаила и заигрывать с Новгородом. Михаил в меру сил ему противодействует.

Великим князем Литовским в это время является Витень (1295-1316), и во время его правления начинается стремительное усиление Литвы. Литва, ещё недавно бывшая объектом экспансии более сильных соседей, вступает в борьбу с Ордой за господство над западнорусскими землями. В 1307 г. Литва окончательно захватывает Полоцкое княжество.

Хан Тохта в это время воевал с Генуэзской республикой — громил Кафу.

В 1308 г. стараниями митрополита Петра была ликвидирована Галицкая митрополия.

В 1309 г. Юрий договорился с пленным Святославом Глебовичем, бывшим князем Можайским. В обмен на официальный отказ от Можайска в пользу Москвы Юрий помог ему сделаться Брянским князем, выгнав из Брянска князя Василия. Таким образом, Москва получила законные права не только на Коломну, но и на Можайск.

Василий бежал в Орду, привёл татар и в 1310 г. вновь овладел Брянском, убив Святослава Глебовича. В Брянске в это время находился митрополит Пётр, пытавшийся безуспешно помирить князей. Василий Брянский также повёл татар на Карачаевское княжество и убил тамошнего князя Святослава Мстиславича. Умер Василий Брянский в 1314 г.

1309 г. Умер Константин Борисович Ростовский. В Ростове ему наследует сын Василий. Другой его сын — Александр — является князем Углицким.

В 1309 г. Папа Римский Климент V под давлением короля Франции Филиппа IV переносит свою резиденцию в Авиньон. Начинается т.н. Авиньонское пленение пап.

1310 г. Новгородцы воюют со шведами в Финляндии.

Около 1310 г. ханом Синей Орды стал Бадагул-оглан (1310-1330).

В 1311 г. улус Угэдэя был присоединён к улусу Чагатая.

В 1311 г. в Новгороде была освящена церковь св. равноапостольного князя Владимира. Это была первая церковь в честь князя-крестителя Руси.

В 1311 г. в Константинополе был получен донос на митрополита Петра от Тверского епископа Андрея. Для разбора дела на Русь были посланы клирики. В.к. Михаил не стал поддерживать обвинения своего епископа, видимо опасаясь, что вместо Петра назначат митрополитом какого-нибудь грека, который начнёт хлопотать об унии с Римом. В Переяславле состоялся собор для суда над митрополитом. На суде Пётр был полностью оправдан.

Юрий меж тем побывал в Орде, где, видимо, сумел познакомиться с царевичем Узбеком. И исподтишка захватывал Нижний Новгород у Суздальских князей. А у в.к. Михаила было очередное размирье с Новгородом. Он, однако, послал войска во главе со своим сыном Дмитрием (на то время ему было 11 лет) под Нижний Новгород на Юрия, дабы тот вернул город их законным владельцам. Однако под Владимиром митрополит Пётр, используя цитаты из Библии, уговорил Дмитрия не воевать со своим троюродным братом Юрием Московским.

1313 г. Умер Александр Глебович Смоленский. Шведы сжигают новгородский пригород — Ладогу.

В 1312 г. скоропостижно умер хан Тохта. По словам восточных хронистов, Тохта незадолго до своей смерти собирался посетить русский улус и даже — согласно одному из сообщений — умер по дороге туда, когда плыл на корабле по Волге. С его смертью фактически окончилась история монгольской державы Бату. Далее Орда пошла по другому пути развития.

За этот период русские князья ездили в Орду не менее 8 раз. Князь Василий Рязанский был там убит.

«Весть о смерти Тохты застала монгольских нойонов врасплох. Узбек, имевший все права на ханский престол, как старший племянник Тохты, раздражал многих, и, прежде всего, старую монгольскую знать. Настойчивое желание Узбека утвердить в Орде мусульманство как обязательную государственную религию делало его ненавистным для тех, кто помнил заветы Темучжина и с презрением победителей относился к верованиям покоренных ими племен. «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания, и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясак) Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?» — эти слова не измышлены писателем, а сохранены нам историком, современником событий, рассказывающим далее, что «Узбек настаивал на своем» и что монгольские эмиры, «вследствие этого чувствуя к нему вражду и отвращение», устроили пирушку, «чтобы во время попойки покончить с ним». И как Култук-Тимур сообщил по секрету Узбеку о замысле эмиров и «сделал ему знак глазом», после чего Узбек «немедленно сел на коня, ускакал и, собрав войско, одержал верх». Сына Токтая, Ильбасмыша, со ста двадцатью царевичами из рода Чингиз-хана он убил, а тому эмиру, который предупредил его, «оказал полное внимание и заботливость». Это, кстати, было, кажется, первое открытое поощрение доносительства у монголов. Называют, впрочем, и более скромную цифру убитых потомков Чингиз-хана, в семьдесят человек, не указывая, разумеется, какое погибло при этом количество тысячников, сотников и рядовых монголов, не захотевших изменить древнему девятибунчужному знамени и своим вождям — чингизидам.

Гражданская война в Орде продолжалась три года и закончилась лишь в 1315 году, с полным истреблением всех тех, кто не сбежал на Русь или не переметнулся к победителю, отринув веру прадедов и отказавшись от древнего достоинства степных батыров. В междоусобных бранях народов часто гибнут лучшие, самые убежденные, те, для кого честь и заветы старины отнюдь не «звук пустой», а значат больше собственной жизни, и выживают предатели, перебежчики, ренегаты, способные стать под любое знамя, лишь бы сохранить себя да еще и нажиться на чужой беде. Не бросим же камня ни в кого из тех, кто погиб, даже став противу неодолимого хода времени, ради чести своей и высоких, пусть даже и устарелых, заветов прошлого, кто «прадедней славы не развеял».

Русская летопись сохранила нам об этом смутном и страшном перевороте в Сарае лишь одну фразу: «В Орде сел Озбяк на царство и обесерменился». На самом деле это была подлинная гражданская война, переворот, унесший в небытие монгольскую державу на Волге и, вместе с нею, окончательно похоронивший идею союза Руси с Ордой. С тех пор слово «татарин», оттеснив забытое «моал» (монгол), стало обозначать на Руси смертельного врага-насильника, и, прежде всего, врага веры христианской — бесерменина, врага, спор с которым мог быть разрешен уже только силой оружия…

После покушения на его жизнь Узбек «сразу собрал войско», и «одержал верх», то есть и эмиры, пытавшиеся его убить, были уже не одни, а с войсками, видимо, с ближними и телохранителями, с отборною монгольскою конницей, с батырами, привыкшими к победам… И почему они были разбиты? Их оказалось мало, конечно, мало! Ордынские мусульмане подготовились лучше! Не зря купцы давали серебро Узбеку. И узнали о смерти Тохты они как-то все враз. (Быть может, все-таки Тохта был отравлен?) И спор был именно о вере. Недаром Узбек, одолев врагов, тотчас истребил в Орде бохшей (лам) и волшебников — всех врагов мусульманства, не посмев уничтожить только русскую церковь в Сарае…

Можно представить себе и это сражение: наспех собранной, немногочисленной, но бесстрашной и гордой монгольской конницы с мусульманской, — собранной из бывших булгар, нынешних татар ордынских, буртасов и половцев, — конницею Узбека. На что надеялись степные батыры, когда схватились с ними, один с десятью? На древнюю доблесть? Но уже не первое поколение иноземных жен рожало носатых мальчиков с раскосыми глазами, узколицых и высоких, белых и смуглых, уже не первое поколение детей забывало веру и заветы отцов, уже давно вчерашние рабы мунгальской орды сами обучились воинской науке Темучжина, так же стреляли из луков, на скаку попадая в летящую птицу, так же кидали аркан и владели саблей. Сила степей перешла к ним, к детям захваченных батырами рабынь, а чуждая арабская вера, просочившись снизу, в сутолоке завоеванных городов, овладела умами и сердцами их потомков, восставших в конце концов против своего великого прошлого. Батыры, бесстрашно ринувшие в сечу, встретили других таких же батыров, вставших под зеленое знамя ислама, и были разбиты. Так в Орде утвердился Узбек…»

Точка зрения © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.