Последний герой. Улу-Мухаммед. 1420-1444

в) 1434-1444. Продолжение войны. Флорентийская уния. Основание Казанского ханства

В 1434 г в возрасте 83 лет умер король Польши Владислав II Ягайло. После непродолжительных смут на престол был возведён его сын, Владислав III. В.к. Литовском являлся с 1432 г Сигизмундом Кейстутьевичем. Его недавний противник, Свидригайло Ольгердович, контролирует Волынь и являлся князем Друцким.

В 1435 г в.к. Василий, желая лишить Василия Косого Новгородской поддержки, заключает с вечевой республикой договор, где обещает вернуть Новгороду занятые при его отце Бежецкий Верх, Волок и Вологду. Договор он не выполняет, но Василий Косой всё же бежит из Новгорода, разграбив по дороге Бежецкий Верх и Заволочье.

Бежав из Новгорода, Василий Косой сконцентрировал свои войска близ Костромы, куда и была послана против него рать из Москвы. Сражение произошло на территории Ярославского княжества, на р. Которости. Василий Косой был разбит и бежал в Кашин. Там он снова собрал свои войска и сумел захватить Вологду. После этого он повернул опять в сторону Кострому, где снова встретился с великокняжескими войсками. Мир был заключён без сражения. Василий Косой получил Дмитровское княжество. За это Василий Косой признал Василия Васильевича «старшим братом» и обязался не искать великого княжения, даже если ему оное будут предлагать татары.

Впрочем, в должности Дмитровского князя Василий Косой пробыл только месяц, после чего снова объявил войну в.к. Василию и бежал в полюбившуюся ему Кострому. Пробыв там до зимы, он отправился в Галич к брату. Но, не сумев его уговорить начать совместные действия, отправился воевать Устюжские волости в союзе с вятчанами и даже взял г. Гледен, а московского воевду — князя Оболенского — повесил.

А в это время князю Дмитрию Шемяке приспичело жениться, и он приехал в Москву звать в.к. Василия на свадьбу. На Москве он и был задержан по подозрению в пособничеству старшему брату. Возможно, подозрения были не безпочвенны, так как другой его брат, Дмитрий Красный, задержан не был.

В.к. Василий, совместно с князьями Дмитрием Красным, Иваном Можайским и бежавшим из Литвы Иваном Друцким пошли на Василия Косого. Сражение произошло на территории Ростовского княжества, при с. Скорятине. Василий Косой был разбит и взят в плен. А союзники Василия Косого, вятчане, взяли тем временем в плен великокняжеского воеводу князя Александра Брюхатого.

Василий Косой был ослеплён. После этого Дмитрий Шемяка был выпущен из заключения.

В 1434 г хан Улу-Мухаммед был изгнан из Сарая вернувшимся из Литвы ханом Гиас-эдином, сыном хана Таш-Тимура. Гиас-эддин продержался у власти несколько месцев. После его изгнания в степи осталось два главных претендента на власть: Кичи-Мухаммед (Нижнее Поволжье) и Сеид-Ахмат (западные улусы).

В сложившейся неразберихе Улу-Мухамед сумел договориться о том, чтобы под его властью остался Крым. Крымским ханом он был в 1435-1437 годах, но закрепиться там ему не удалось, так как он перессорился с местными мурзами, которые уже сделали ставку на молодого Хаджи-Гирея. Из Крыма Улу-Мухаммед ушёл во главе отряда из 3000 всадников. С ними он пошёл на Русь и занял г. Белев, пытаясь обосноваться со своими людьми на слабозаселённых землях между Московией и степью.

Однако в.к. Василий послал на него войска обоих Дмитриев Юрьевичей — Шемяки и Красного. Улу-Мухаммед предлагал им мир, говоря, что взяв себе эти земли он обязуется охранять границы Московского княжества. Князья не согласились и в Белевской битве 5 декабря 1437 г их войска были разбиты ханом Улу-Мухаммедом при помощи литовского воеводы города Мценска Григория Протасьева. После этого хан вдоль русских границ дошёл до Волги, занял г.Казань, где и основал для себя собственное государство — Казанское ханство (1438).

В 1437 г московский посол князь Юрий Патрикеевич ездил в Новгород, требовать чёрный бор. Новгород чёрный бор выплатил.

После смерти митрополита Фотия в 1431 г на Руси долго не могли занятся вопросом о его приемнике. В конце концов сошлись было на кандидатуре Рязанского епископа Ионы. Но в Константинополе в это время успели поставить митрополитом всея Руси Смоленского епископа Герасима (1432). Но когда митрополит Герасим вернулся из из Константинополя в Смоленск, то через некоторое время рассорился с князем Свидригайлой, был схвачен и по его приказу сожжён (1435).

«Свидригайло в сложившейся ситуации утратил последние признаки благоразумия и прибег к тактике запугивания. Жертвой его неуемной подозрительности стал православный митрополит Герасим, поставленный Константинополем по просьбе самого же Свидригайлы. Заподозрив владыку в измене, князь без долгих размышлений приказал схватить и сжечь несчастного. Жестокое и бессмысленное злодеяние погубило Свидригайлу окончательно: он лишился всякой поддержки своих православных сторонников.»

В.к. Василий собирался снова направить епископа Иону на постановление в Константинополь. Но в это время уже шла подготовка унии на Флорентийском соборе. Император Иоанн Палеолог готов был подписать эту унию в обмен на туманные обещания папы Римского о помощи против турок. Поэтому новым митрополитом на Русь стараниями Рима был назначен грек Исидор, горячий сторонник унии. В 1438 г митрополит Исидор отбыл во Флоренцию, где активно поддерживал унию. По возвращении из Флоренции в сане папского легата Исидор стал деятельно претварять решения собора в жизнь, в чём встретил всеобщее негодование на Руси. По приказу в.к. Василия он был схвачен и посажен в Чудов монастырь, откуда вскоре бежал в Италию и получил от папы Римского сан кардинала. А в Москве был собран собор архиереев Русской церкви и в Константинополь было отправлено письмо, с требованием признать за собором русских епископов самим избирать себе митрополита без вмешательства патриарха:

«Прошло уже с лишком 450 лет как Россия держит древнее благочестие, принятое от Византии при св. Владимире. По смерти митрополита Фотия мы понудили идти к вам епископа рязанского Иону, мужа духовного, от младенчества живущего в добродетельном житии; но не знаем, почему вы нашего прошения не приняли, грамотам и послу нашему не вняли и вместо Ионы прислали Исидора, за которым мы не посылали, которого не просили и не требовали; мольба императорского посла, благословение патриарха, сокрушение, покорение, челобитье самого Исидора едва-едва могли заставить нас принять его. Нам тогда и в мысль не приходило, что со временем от него станется! Он принес нам папские новизны, приехал легатом, с латински изваянным распятием и злочестиво двоеженствовал, называя себя учителем и настоятелем двух церквей, православной и латинской. Мы собрали наше православное духовенство, и всем Исидорово поведение показалось чуждым, странным и противозаконным. Вследствие всего этого просим твое святейшее владычество, пошли к нам честнейшую твою грамоту, чтоб наши епископы могли избирать и поставлять митрополита в Русь, потому что и прежде по нужде так бывало; а теперь у нас нашествие безбожных агарян, в окрестных странах неустройство и мятежи; притом же нам надобно сноситься с митрополитом о важных делах, и когда митрополит грек, то мы должны разговаривать с ним через переводчиков, людей незначительных, которые таким образом прежде других будут знать важные тайны».

«В 1438-1439 гг. шла работа так называемого Ферраро-Флорентийского собора, на котором разбирался вопрос об унии западной и восточной церквей. Лишь с огромными усилиями, преодолевая сопротивление части православного греческого духовенства, прибегая к угрозам, подкупу и прямому насилию, папистам в 1439 г. удалось подписать акт об унии. Участвовал в соборе и митрополит Исидор, проявивший себя как твердый сторонник униатства.

Но то, что сходило с рук во Флоренции и вызывало аплодисменты в Константинополе, на Руси кончилось для Исидора печально. Приехав в Москву, Исидор начал служить литургию по новому образцу, вознес имя папы ранее имени патриарха и велел прочесть в церквах соборное определение о состоявшейся унии. Возмущению прихожан не было предела; резко отреагировал на случившееся и великий князь. Василий Васильевич не стерпел измены православию — объявленный «лжепастырем» Исидор был заключен в тюрьму, откуда, правда, он вскоре бежал в Рим. Из происшедшего можно понять, что и на Руси сторонников церковного слияния с Западом имелось немало, но подавляющее большинство русских из всех сословий твердо держалось православной ориентации.

За низложением Исидора последовало событие, не имевшее аналога в истории Руси со времен крещения. В 1441 г. рязанский епископ Иона был «наречен во митрополиты» не константинопольской патриархией, а собором русских епископов. Таким образом, вековая зависимость в делах церкви от Константинополя оказалась поколебленной, и не только потому, что униаты победили там окончательно. Изменилась сама схема церковно-политических представлений русских людей. Считавшие дотоле нормой в вопросах веры подчиняться авторитету греков, они теперь сочли возможным претендовать на самостоятельность своей церкви.»

В 1441 г исполняющим обязанности митрополита всея Руси стал Рязанский епископ Иона.

Утвердившись на новом престоле, хан Улу-Мухаммед в 1439 г решился предпринять поход на Москву. Поход был организован в тайне, так что великокняжеских войск собрать не успели. В апреле был взят Н. Новгород, 3 июня татары подошли к Москве. В.к. Василий бежал. Воеводой в Москве был оставлен князь Юрий Патрикеевич. Хан простоял под Москвой 10 дней. И, не сумев её взять, повернул свои войска обратно, т.к. Василий активно собирал войска. На обратном пути он сжёг Коломну (16 июня 1439 г).

Когда в.к. Василий собирал войска, князь Юрий Галицкий на помощь ему не явился. За что после ухода татар ему пришлось бежать в Новгород. Впрочем, уже в 1440 г он помирился с великим князем. В следующие 5 лет столкновения между ними не было.

В 1440 г у в.к. Василия Васильевича родился второй сын — Иван.

В 1440 г в результате заговора был убит в.к. Литовский Сигизмунд. Польский король Владислав III был в это же время избран королём ещё и чехами под именем Ласло I, и срочно направился в Чехию. В в.к. Литовское он направил своего брата Казимира в качестве своего наместника. Но литовская аристократия не хотела, чтобы ими правил польский наместник и провозгласила Казимира великим князем Литовским.

В 1441 году умер князь Дмитрий Юрьевич Красный. Его удел наследовал Дмитрий Шемяка.

В 1442 г к Москве был присоединён небольшой Смоленский удел — Порховское княжество.

В 1444 г татары под предводительсвом некоего Мустафы разорили в.к. Рязанское. После чего они хотели зазимовать на его территории, ибо зима выдалась суровая, а степи выгорели.

«Когда в Москве узнали об этом, то великий князь отправил на Мустафу двоих воевод своих — князя Василия Оболенского и Андрея Голтяева — да мордву. Московские воеводы нашли Мустафу под Переяславлем на речке Листани. Несчастные татары, полузамерзшие, бесконные, не могшие владеть луками по причине сильного вихря, должны были выдержать нападение с трех сторон: от воевод московских, от мордвы и от казаков рязанских, которые упоминаются тут в первый раз. Несмотря на беспомощное состояние свое, татары резались крепко, по выражению летописца, живыми в руки не давались и были сломлены только превосходным числом неприятелей, причем сам Мустафа был убит. Другие татары в том же году отплатили за Мустафу нападением и на Рязанскую украйну, и на землю Мордовскую…»

В 1443 г ханом Западной части Орды утверждается Сеид-Ахмат (1443-1455). Ханом Большой Орды продолжает являться Кичи-Мухаммед. В Казани правит хан Улу-Мухаммед. К востоку от Яика совершенно обособилось и зажило собственной жизнью Узбекское ханство под властью хана Абулхаира. А Крым признал власть хана Хаджи-Гирея, который основал Крымское ханство и династию Гиреев. А ещё с 1426 г обособилась Ногайская Орда. Таким образом, развал Золотой Орды совершился. Ныне на территории улуса Джучи существовало пять государств. Впрочем, это ещё был не предел.

Точка зрения © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.